Шпалы из железного дерева

Как всем известно, шпалы раньше делали из дерева, а теперь их стараются делать из бетона. Деревянная шпала, оказавшись на земле, оказывается слишком недолговечной — растрескивается и гниёт, даже если её пропитать специальным составом (креозотом). Тем не менее у таких шпал, кроме дешевизны, есть ещё одно существенное преимущество: их можно «ремонтировать» — например, просто вбить ещё один костыль рядом с расшатавшимся. А бетонную шпалу надо заменять целиком при малейшем дефекте, потому что она не «портится» постепенно, а разрушается сразу – со всеми вытекающими последствиями для безопасности движения. Но бетон, который может служить долго в тех условиях, которые существуют на железной дороге, приготовить очень непросто и очень недёшево.

Поэтому неудивительно, что железнодорожники ухватились за возможность использовать шпалы, сочетающие в себе долговечность бетона и практичность дерева. Это шпалы из «железного дерева» — азобе. Срок их службы может достигать 50 лет и они поглощают нежелательную вибрацию лучше, чем бетон. А после того, как шпалы отслужат свой срок, они вполне могут быть использованы в садовом дизайне или для различных изделий – ведь их древесина не подвергалась химической обработке! Шпалы из азобе служат в самых разных местах – и для городского трамвая в Женеве, и для скоростных поездов во Франции, и для метро в Милане. Именно строительство метро в Милане стало стартовой площадкой для Сильвио Берлускони, когда тот решил превратиться из промышленника в политика и медиа-магната.